Как бороться с мнительностью: советы психолога

Сложно определиться с выбором, постоянные сомнения, тревожность и чрезмерная горделивость — это все проявления мнительности. Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с подобным состоянием. Если это происходит 1-2 раза в год, бить тревогу не стоит, а вот если чаще, — необходимо задуматься. Психолог Александр Бродский дает советы, как бороться с мнительностью.

Мнительность во многих случаях мешает человеку реализовывать свои желания и мечты, а иногда становится преградой к достижению счастья.

Психолог Александр Бродский поделился советами борьбы с мнительным состоянием, и рассказал о разных ее проявлениях:

Говоря о мнительности, хочется для начала прояснить, что мы имеем в виду, так как люди могут понимать под этим словом разные вещи.

Одно из пониманий, по-видимому, берется от самого корня слова (мнит), т.е. мнительный человек — это тот, который мнит о себе невесть что. Или говоря более современным языком, придает своей персоне большее значение, нежели другие. Аналогами могут также выступать термины «горделивость», «заносчивость».

Другое проявление мнительности это сомнения — каждый раз, когда человек оказывается в ситуации выбора, он начинает сомневаться в том, какое решение в данный момент будет оптимальным. Старательные попытки предусмотреть все возможные варианты следствий того или иного принятого решения забирают у человека очень много сил и приводят к тому, что решение либо подолгу не принимается, либо вовсе не принимается или же ответственность за принятие решения под каким-нибудь предлогом перекладывается на кого-то другого.

И, наконец, третий вариант проявления мнительности, который, зачастую, также включает в себя и второй вариант — это тревожность. Человек тревожится по поводу того, что может с ним произойти в той или иной ситуации. Придумывает (мнит) различные пугающие его ситуации, из которых он не может найти выхода, старается каким-то образом перестраховаться, но это не приносит ему успокоения, поскольку, как бы он не перестраховывался, он тут же придумывает новую пугающую его ситуацию и снова боится. В очень запущенных вариантах такая мнительность нередко перерастает в тревожное расстройство личности, которое может выражаться в периодических кратковременных вспышках панического страха, учащенного сердцебиения, отдышки и т.п.

Что же такое эта мнительность и как с ней бороться?
В первую очередь, хочется обратить внимание на то, что во всех вариантах есть нечто общее — отсутствие концентрации внимания мнительного человека на объективной реальности. О чем бы мы ни говорили: будь то восприятие себя кем-то явно большим и значительным, будь то коллекция различных мнений по одному и тому же вопросу, будь то страх не справиться с некой гипотетически возможной ситуацией — все это выдумка, плод воображения.

В осознании этого факта кроются все ответы: и откуда берется мнительность, и что с ней делать? Ниже я коснусь причин возникновения мнительности с точки зрения воспитания или пережитых психотравмирующих ситуаций. Но важнее, на мой взгляд, ясное осознание самого факта мнительности, как такового. Осознать, что только в реальности мы разрешаем те или иные ситуации, непосредственно сталкиваясь с фактом, а вовсе не в мыслях.

Что же мешает некоторым людям ясно это увидеть? Я хочу привести в пример два наиболее часто встречаемых мной фактора. Возможно, существуют и другие. Здесь важнее не перечислить их, а понять, как они работают. Оба фактора связаны с процессом воспитания и социализации человека в обществе. Первый фактор я условно называю «мужским», потому что чаще встречал эту причину мнительности именно у них.

Когда ребенка воспитывают, с какого-то момента его начинают учить принимать решения самостоятельно. Ему говорят — «хорошо подумай, прежде чем ты будешь делать»! «Семь раз отмерь, один отрежь». «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». И тому подобные вещи. Если при этом еще и следует наказание за допущенную ошибку (не особо важно, в каком виде будет это наказание), то ребенок оказывается перед серьезной дилеммой — «Если я буду действовать, то могу совершить ошибку»!

Поскольку дети очень адаптивны, они довольно быстро находят возможности разрешить эту сложную ситуацию. А возможности таковы: первая — ребенок блокирует свою творческую энергию. Теперь он становится менее активным и доставляет меньше хлопот взрослым. Но куда же деваться этой заблокированной творческой энергии, которая не находит от ныне выражения в реальном мире. Эта энергия перенаправляется в мир вымышленный, в мир мыслей, логики и умозаключений. Взрослым это нередко даже очень нравится.

Вторая возможность разрешить дилемму, на первый взгляд, выглядит довольно невинной — ребенок начинает советоваться со взрослыми, прежде чем примет то или иное решение. Взрослые в восторге: наконец-то ребенок не выкидывает неожиданных сюрпризов, стал предсказуем и управляем. Из чего ребенок делает простой вывод, чем больше советуешься, тем лучше.

Кроме того, если тебя и постигнет неудача или ты все же совершишь ошибку, то ответственность с тобой разделит тот, кто тебе советовал. Пока мы говорим о детстве, для ребенка это вполне неплохое решение и он усваивает этот опыт. Но вернемся к нашей теме мнительности. Когда человек взрослый, особенно если мы говорим о мужчине, от которого традиционно принято ждать решительных поступков и смелости, то те же самые механизмы становятся, скорее, проблемой.

То, что раньше помогало избежать ответственности, критики и наказаний, теперь является их причиной. Теперь, во взрослой жизни, привычка со всеми советоваться вызывает насмешки. Попытки собрать и учесть все мнения — задача совершенно нереалистичная. От этого тревога все больше растет. Человек всячески старается хорошенечко подумать и понять в чем же дело, но ничего не выходит. Потому что смотрит не туда. К тому же, всем людям, без посторонней помощи, довольно сложно замечать свои детские стереотипы и защиты, ведь это что-то столь привычное и нормальное, это практически часть тебя.

Второй фактор, также условно, назван мной «женским», снова-таки по причине большей распространенности среди женщин. Этот фактор скорей относится не к воспитанию, а наследованию или подражанию, если хотите. Если мать ребенка сама является тревожным и мнительным человеком, то ребенок, особенно если это девочка, начинает ей подражать.

Дети вообще склонны подражать своим родителям. Они не столько воспитываются, сколько копируют поведение взрослых. И вот ребенок копирует тревогу, как эталонный образец поведения. Для ребенка такой тип реакции нормален. У него и мыслей нет о том, что что-то не так. И вот, уже во взрослой жизни, человек сталкивается с тем, что, оказывается, многие воспринимают мир совсем иначе. Но, опять же, поскольку эта модель является практически частью личности, то человеку сложно осознать свою тревогу. Скорее он будет склонен считать, что это люди, окружающее его, крайне беспечны, неосмотрительны, а порой и вовсе безответственны.

Как я уже говорил, разделение факторов на мужские, женские и прочие весьма условно. И во всех них есть нечто общее, некая суть, которая является основой для любой тревоги и мнительности — это внешняя референция. Если сказать простыми словами, то мнительные люди, в большинстве своем, видят причины происходящего с ними не в себе самих, а вовне: в тяжелой судьбе, в невезении, в государстве и т.д. Ведь если вспомнить о причинах возникновения мнительности и тревожности, то это был способ уйти от трудностей жизни и от ответственности за свои действия, за свою жизнь.

Так было в детстве, так остается и во взрослой жизни. Но здесь и кроется основной, универсальный ключ, помогающий перестать постоянно тревожиться и сомневаться. Нужно вернуть себе ответственность за свою жизнь. Взять ее на себя. Осознать, что все, что есть в нашей жизни, как хорошее, так и плохое, без исключения, результат наших выборов. По мере того, как человек учится принимать на себя ответственность за свою жизнь, тревога и сомнения отступают. Вместо них приходит уверенность в себе и готовность быть в реальности и сталкиваться с жизнью во всех ее проявлениях.

Добавить комментарий